21 сентября 1995. К «дикому, но перспективному» рынку дециметровых каналов начинают присматриваться крупные бизнесмены - Старый Телевизор
21 сентября 1995. К «дикому, но перспективному» рынку дециметровых каналов начинают присматриваться крупные бизнесмены
01 января 2003, 04:37 4955 Rytsar kommersant.ru

Молодые телекомпании, располагающие дециметровыми каналами, стремятся «догнать и перегнать» лидеров. Кто-то из них уже нашел или ищет инвестора, кто-то пребывает, по выражению Эдуарда Сагалаева, «в лежачем состоянии». Но факт остается фактом: дециметровые каналы сегодня — весьма просторный, перспективный и... пока еще дикий телерынок (в отличие от каналов метровых, где раздел сфер влияния состоялся). Это понимают уже многие: и акулы отечественного теле- и шоу-бизнеса Сергей Лисовский и Борис Зосимов, застолбившие 51-й дециметровый канал под создание музыкального канала, и американцы из компании Story First Communications, ставшей этим летом соучредителем ассоциации «Марафон-ТВ», вещающей на 27-м канале. И уже совсем скоро, через год-два, сразу несколько дециметровых каналов должны стать по крайней мере в Москве столь же доступными, как, скажем, НТВ или ТВ-6. О наиболее перспективных молодых телекомпаниях — в этом материале.

Тед Тернер Россию по доброй воле не оставит

Несмотря на неудачу с ТВ-6, Тед Тернер и созданная им телекомпания CNN без России себя, судя по всему, не мыслят. Теперь, правда, внедрение программ CNN на телевизионный рынок проходит постепенно и без излишнего паблисити. Рискнем предположить, что одним из наиболее важных для Теда Тернера направлений этого внедрения сегодня является телекомпания «24-й телеканал». Этот канал — единственный в Москве дециметровый канал, вещающий 24 часа в сутки. Однако аудитория у 24-го канала небольшая (это слабое место всех дециметровых каналов).

24-й канал не является дочерней фирмой CNN. АООТ «24-й телеканал» владеют три российских акционера, один из них — московское рекламное агентство «Грейтис» — владеет контрольным пакетом акций фирмы. Тем не менее очевидно, что Тед Тернер вскоре должен вступить в более тесные деловые отношения с российским телеканалом. Это подтвердил и директор компании «24-й телеканал» Алексей Струлев, сообщивший об уже намеченных на ближайшее будущее переговорах телекомпании с представителями Terner International (TINSL), которая и владеет CNN. Владельцы 24-го канала намерены предложить американцам стать акционерами канала. До сих пор взаимоотношения канала и CNN строились таким образом, что последующее участие американцев в его акционерном капитале напрашивалось. Российский канал получал для эфира 24 часа очень и очень недешевых программ, не платя за них ни живыми деньгами, ни рекламным временем (все рекламное время принадлежит каналу). Этот период — период обкатки работы канала и формирования начальной аудитории, видимо, завершится в конце этого года.

Вещание канала осуществляется на английском языке — это программы CNN в чистом виде: программа, которую видит москвич, ничем не отличается от той, что в это же время смотрит, скажем, житель Вены или Токио. Вопрос синхронного перевода — один из основных для компании. Пробные переводы делались еще летом прошлого года, но пока дальше проб дело не пошло. Алексей Струлев говорит, что, несмотря на массу сложностей и дороговизну, перевод все-таки будет введен, но переводиться с английского на русский будут далеко не все программы. Хотя бы для того, чтобы оставить русским зрителям возможность попрактиковаться в изучении английского посредством оригинальных передач CNN.

Кстати, 24-й канал и создавался в расчете на англоговорящую аудиторию (передачи канала принимают десятки иностранных посольств, большинство отелей и представительства зарубежных фирм в Москве). Понятно, что ради этой части своей аудитории 24-й канал будет бережно относиться к «настоящему английскому» ведущих программ CNN.

24-й канал — пожалуй, наиболее четко определившийся с программой вещания (вернее, за него это сделала CNN). Алексей Струлев считает, что разбавлять сетку передач CNN какими-либо фильмами смысла нет. Правда, на предстоящих переговорах с представителями компании Теда Тернера, возможно, будет обсуждаться вопрос создания в Москве еще одного круглосуточного телеканала — на этот раз мультипликационного (компания Cartoon Networks, входящая в империю Теда Тернера, владеет как раз таким телеканалом).

Первые западные инвестиции в телебизнес

Российский телебизнес, как показывает практика, всерьез интересует в основном американцев. Тед Тернер держит в уме 24-й канал, а вот с реальными инвестициями его обогнали — компания Story First Communications Inc. вложила деньги в целый ряд российских средств массовой информации.

«Story First — американская частная компания, созданная специально для работы в России в конце 80-х годов, — рассказывает глава московского представительства компании Андрей Скутин. — Ее основал Питер Герви, он и является ее президентом. Впервые он побывал в СССР около 10 лет назад и как независимый продюсер занимался организацией первых телемостов, которые стали прообразами популярных телемостов Владимира Познера и Фила Донахью. Помимо этого, Питер Герви занимался дистрибуцией американских фильмов, а также теле- и радиопрограмм. Его бизнес шел достаточно успешно, и появилась идея создать компанию для выхода на качественно новый уровень, а с 1990 года начались уже конкретные инвестиции. Деньги, вкладываемые в России, — это заработанные самим Герви деньги и частные инвестиции американцев, внимание которых президент Story First привлекает к местному рынку».

К этому времени сфера деятельности Питера Герви и Story First включала два направления — телевидение и радио, занятия кинопрокатом были свернуты. В 1990 году Питер Герви совместно с «Московскими новостями» создал радиостанцию «Радио Maximum». Летом 1991-го Story First начала инвестиции в «Телекомпанию „6-й канал“» из Санкт-Петербурга, которая вещает на метровом канале. Петербургский «6-й канал» стал первым телевизионным СП в России. Одновременно с Петербургом был запущен проект на Украине: сегодня там действует дочернее предприятие Story First — телерадиокомпания ICTV (International Commercial Television). ICTV включает в себя телеканал, вещающий из Киева на большую часть Украины, и радиостанцию.

«Переговоры в Москве с несколькими дециметровыми каналами, — продолжает Андрей Скутин, — мы вели еще четыре года назад. Но тогда все „дециметровщики“ так верили в себя, что складывалось впечатление — инвестор со стороны им вовсе не нужен». Оставив на время Москву, Story First продолжила движение в регионы, учредив телекомпании в Казани, Перми, Самаре и Нижнем Новгороде. Все они существуют уже больше года, а этим летом начали распространять в своих городах программные продукты от петербургского «6-го канала», получая сигнал по спутнику. Помимо дочерних структур, еще и некоторые независимые региональные телекомпании распространяют эти программы по контрактам. Так, на первый взгляд, неожиданно, — не из Москвы в регионы, а из регионов — к центру, двигалась Story First. Летом этого года компания нашла таки дециметровый канал в Москве, готовый работать с ней. Story First стала соучредителем ассоциации «Марафон-ТВ», которая вещает на 27-м канале дециметрового диапазона.

Владимир Котов, несколько лет работающий главным режиссером этого канала, рассказывает: «К этому году 27-й дециметровый телеканал, на котором вещала ассоциация „Марафон-ТВ“, фактически оказался на грани краха. Финансирование прекратилось, и почти все люди с канала ушли». Первых учредителей ассоциации «Марафон-ТВ», хозяина канала, Владимир Котов именует не иначе как «наши полковники». Ассоциация в первоначальном виде объединяла ряд предприятий «оборонки» — в советское время институты и предприятия, занимавшиеся выпуском серьезного оборудования для связи и телекоммуникаций, обычно имели статус оборонного предприятия, а возглавляли их «люди в погонах». Последние, как видно из примера 27-го канала, на ниве телебизнеса не снискали звания удачливых деятелей. Кстати, Ъ достоверно известно, что несколько лет назад инвестиции в «Марафон-ТВ» предпринял Кредо-банк (он до сих пор остается одним из соучредителей «Марафон-ТВ»), однако к кардинальному изменению ситуации это не привело.

Итак, контроль над каналом получила американская компания. «Мы не перекупали канал, и никто нам не переуступал лицензию на вещание, — говорит Андрей Скутин. — Story First стала соучредителем в убыточной структуре, которая была по уши в долгах, и компания взяла на себя риск ее реанимации. Сегодня почти все долги ассоциации Story First выплатила — набежал миллион долларов». Кстати, причитающуюся ему сумму получил и Кредо-банк, с которым, как заявил Андрей Скутин, компания рассчитывает на дальнейшее партнерство. Теперь деньги идут уже собственно на развитие канала, а именно — на «железо», как говорят телевизионщики. В первую очередь Story First озабочена проблемой переоборудования приемных сетей в Москве. Начнется оно уже в октябре. «Очень хочется надеяться, что через год, к сентябрю 1996-го, наши программы смогут смотреть все москвичи, — говорит Андрей Скутин, и тут же признается, — а может быть, это будет и раньше, но лучше быть осторожным и делать дело, пускай нас и считают пока гадким утенком, не страшно». Кстати, Story First надеется привлечь к партнерству другие дециметровые каналы в вопросе переоборудования приемных сетей, ведь в складчину это сделать действительно проще.

«Взяв на поруки» агонизирующий канал, Story First его новую политику в общем уже определила. «27-й канал должен стать каналом о Москве и для Москвы», — говорит Владимир Котов, главный режиссер канала. Для этого предполагается значительное внимание уделять именно московским новостям самого разного масштаба, а также говорить о начинаниях московских властей, их политике. Тут стоит заметить, что и сама мэрия Москвы создает Единый городской телеканал (об этом проекте читайте в завтрашнем номере Ъ), задачи у которого те же. Поэтому 27-й канал рискует оказаться неоригинальным. Хотя, конечно, одними новостями муниципии сыт не будешь. Не станет отказываться канал и от уже проверенной работы с объединением «Видеофильм» (оно владеет небольшим пакетом акций «Марафон-ТВ»), отечественными киностудиями и студиями мультипликационных фильмов. До сей поры их продукция составляла значительную часть эфира канала. Владимир Котов признает, что пока это довольно грубо очерченная физиономия заново рождающегося 27-го канала, а детальный план его творческого и технического развития пока в работе.

50 миллионов долларов на «музыкальную пятилетку»

Два дециметровых канала, о которых рассказано выше, можно считать зоной влияния иностранцев (в случае с 24-м каналом хоть и не финансового, но творческого уж точно). Что же до тех отечественных структур, которым по плечу сделать дециметровый телеканал конкурентоспособным, то тут, как говориться, без чудес: это все те же люди и фирмы, которые играют большую роль в развитии первых шести метровых телеканалов в России.

Наглядный пример — ассоциация «Космос-10», существующая около двух лет. Столь юный возраст не должен обманывать: по сути дела за «Космос-10» стоит ряд предприятий Министерства связи, роль которого в телевизионной области — определяющая. Директор ассоциации «Космос-10» Игорь Елизаров в беседе с корреспондентом Ъ был скромен: «О составе акционеров нашей ассоциации я не хотел бы говорить, поскольку переговоры с рядом инвесторов продолжаются. Скажу, что в ассоциацию в свое время пришли профессионалы со всей России — я, например, до этого был начальником областной телефонно-телеграфной станции в Магадане». При всем при том ассоциации «Космос-10» вполне под силу самой зарабатывать деньги на 51-й канал дециметрового диапазона, находящийся в ее распоряжении. Так, ассоциация по заказу телекомпаний ОРТ и НТВ выполняет для них работы по расширению зоны приема (в случае с молодой НТВ) и оптимизации региональных сетей по всей стране (для обоих заказчиков)... Тем не менее уже довольно долго «Космос-10» искала инвесторов для развития канала. Одного было нашли. «Мы уже обо всем договорились и приготовились к подписанию с компанией Philips соглашения о партнерстве, — говорит Игорь Елизаров. — Голландцы готовы были выделить 50 млн $ на создание в 50 городах страны сети приема телеканала и должны были войти в число акционеров ассоциации „Космос-10“».

Но в самый последний момент сделка сорвалась — из-за начала войны в Чечне, утверждает г-н Елизаров. Поиск партнеров пришлось продолжить. Они нашлись довольно быстро — теперь уже отечественные бизнесмены Сергей Лисовский и Борис Зосимов. В судьбе 51-го дециметрового канала, на котором «Космос-10» три месяца назад начала вещание (3 часа в день стандартного набора — фильмы из запасников, музыка и т. д.), произошел крутой поворот. Компании Biz Enterprises, ЛИС’С и сама «Космос-10» объявили о создании на базе 51-го канала первого в России музыкального канала под названием «К-10 музыкальный канал» (об этом Ъ уже сообщал 31 августа).

Итак, ассоциация «Космос-10» наконец пристроила свой телевизионный бизнес. Ее соглашение с Biz Enterprises и ЛИС’С выглядит взаимовыгодным для всех сторон, и все-таки: что получает каждый участник соглашения? С одной стороны, сейчас два дециметровых передатчика «Космос-10» уже вещают в Москве (мощностью 1 КВт) и Петербурге. Идет или готовится монтаж еще 10 передатчиков (в Ярославле, Новосибирске, Кемерово, Калининграде, Владивостоке, крупных городах Поволжья), таким образом, общероссийская сеть для телеканала почти готова. Правда, в той же Москве и в Петербурге каналу опять-таки предстоят большие траты на переоборудование приемных сетей. Лицензия позволяет «Космос-10» вещать 24 часа в сутки и получить доступ к такому эфирному простору тоже дорогого стоит (сейчас музыкальный канал вещает 6 часов в сутки, а круглосуточное вещание — дело обозримого будущего). С другой стороны, программный продукт для «К-10 музыкального канала», который приносят с собой Biz Enterprises и ЛИС’С, составляет не меньшее богатство, чем «железо». А еще господа Лисовский и Зосимов пришли с уверенностью найти инвестора для развития канала. По их прикидкам, в первые полтора года в канал должно быть вложено 15 млн $, а всего в течение пяти лет — 40 $-50 млн. По информации Ъ, уже существуют три кандидата (две западные и одна российская структура) на участие в закрытом конкурсе на право инвестиций в канал. Победитель войдет четвертым акционером в «К-10 музыкальный канал». При этом Борис Зосимов и Сергей Лисовский рассчитывают иметь в сумме контрольную долю в капитале канала и, соответственно, право решающего голоса.

Может показаться, что ассоциация «Космос-10» несколько продешевила. А может быть, сэкономила большие деньги... Ведь ее новые союзники приходят со столь серьезным программным пакетом, который сразу очерчивает большую аудиторию и определяет суть канала. И такой шаг «Космос-10», бывшего единоличного владельца 51-го канала, выглядит абсолютно логичным: по большому счету «Космос-10» — технари, а не телепродюсеры. Кстати, и для телевизионного продюсерства у них остается пространство — «Космос-10» отведено 3 часа вещания в эфире уже упоминавшегося выше Единого городского канала, который сейчас создает московская мэрия. Правда, есть вероятность, что и эти три часа станут вкладом в общий «музыкальный котел».

Как бы там ни было, учитывая более чем солидный вес всех участников проекта, 51-й канал ожидает, пожалуй, самое светлое будущее среди всех его дециметровых собратьев, причем не только в масштабах Москвы и Петербурга.

«Земский канал» столичного пошива

Название еще одной молодой телекомпании — «Телеэкспресс—31-й канал» — не просто желание отразить собственную подвижность и наличие рельсов, по которым компания покатит в светлую даль коммерческого и зрительского успеха. Это еще и дань одному из учредителей телекомпании — петербургскому концерну «Евросиб». Это мощная структура, сформировавшаяся на базе Октябрьской железной дороги. Сейчас «Евросиб» — негосударственное предприятие, главной сферой деятельности которого остается железнодорожная перевозка грузов. Кроме того, «Евросиб» является петербургским дилером BMW и Mazda, одна его дочерняя структура занимается оптовой торговлей продуктами питания во всем северо-западном регионе, другая — строительством коттеджей.

Тылы компании «Телеэкспресс—31-й канал» прикрыты прочно, в ее перспективах нет повода усомниться. Не менее солидна, чем финансовая, и техническая мощь компании. Ее гарантирует еще один учредитель телекомпании, «хозяин Останкинской телебашни», — Главный центр радиовещания и телевидения (ГЦРТ) во главе с Вячеславом Мисюлиным. Скажем, мощность передатчика 31-го канала составляет 20 КВт (для сравнения: телеканал ТВ-6 долгое время вещал с помощью стоваттного передатчика и лишь совсем недавно приобрел новый передатчик мощностью 1 КВт, так что передатчик 31-го канала в 20 (!) раз мощнее). Благодаря такой мощности 31-й канал покрывает территорию радиусом 80 км от Останкино — это вся Москва и немалая часть Подмосковья. Любопытно: жителям Подмосковья и дачникам этот канал лучше знаком, чем москвичам. Первые в силу малоэтажной застройки области могут запросто принимать его передачи на комнатную антенну, если, конечно, телевизор позволяет «брать» дециметровый диапазон.

В черте же Москвы у 31-го канала те же проблемы, что и у всех дециметровых каналов — высотные здания заслоняют маленькие и препятствуют приему сигнала из телеэфира. Путь у всех каналов один — дооборудование приемных сетей. И именно благодаря тому, что Сагалаев и компания сделали это, их канал смотрит практически вся Москва, а тот же 31-й канал москвичам пока, мягко говоря, малоизвестен, и даже самый мощный передатчик тут не поможет.

Но «Телеэкспресс—31-й канал» не скупится на обещания. «К концу 1995 года наши программы смогут смотреть все жители Москвы», — говорит директор канала Владимир Синельников. Это серьезное заявление: фактически оно означает, что телекомпания меньше чем за год собирается переоборудовать приемные сети Москвы. В Москве — 3,5 млн телеабонентов, войти в кабельную сеть стоит примерно 1,5 $-2 на абонента. Не трудно подсчитать, что стопроцентный охват столичной телеаудитории обойдется в 5,25 $-7 млн. И все-таки Владимир Синельников, судя по всему, знает что говорит. Хотя бы потому, что именно ГЦРТ, являющийся, как уже говорилось, одним из учредителей компании «Телеэкспресс—31-й канал», является самой опытной и могущественной структурой, выполняющей такого рода работы в столице.

Итак, уже в следующем году «Телеэкспресс—31-й канал» имеет все шансы стать в Москве таким же доступным, как тот же ТВ-6 или любой другой метровый телеканал. Самое время рассказать о его творческой концепции и о третьем учредителе компании. Это творческое объединение «Студия 123». Имена лишь некоторых его участников говорят сами за себя: кинорежиссер Элем Климов, писатель Сергей Залыгин, драматург Александр Гельман, академики Евгений Велихов и Леонид Абалкин. Легко догадаться, что в отличие от того же 51-го канала ассоциации «Космос-10», где в «новом русском» духе создается чисто музыкальный канал, 31-й канал будет делать что-то другое. В начале лета его творческая концепция была обрисована: «Телеэкспресс—31-й канал» станет земским каналом, «для провинции и о провинции». «Москва и Петербург — это еще не Россия, — говорит Элем Климов. — Главное, мне кажется, происходит в глубинке, и судьба страны решается там. Многие из нас, как это не парадоксально звучит, еще не были в России — мы не знаем жизни русской деревни, маленьких городов, где живут люди, совершенно не похожие на нас, столичных жителей».

Что до заявленной ориентации на провинцию, то проявляться она будет в первую очередь в новостных программах, которые будут готовить журналистские коллективы со всей России. Блоки таких новостей планируется запустить в эфир с 1996 года. Также будет отснят цикл программ «Театры маленьких городов». И все-таки в целом предполагаемая программа 31-го канала выглядит достаточно эклектичной. С одной стороны, многие из именитых членов «Студии 123» приносят с собой идеи программ или готовый продукт: так, 31-й канал готовит широкую ретроспективу фильмов Элема Климова с обширными предисловиями автора. Александр Гельман будет вести авторскую программу под названием «Человек, которого я не понимаю». В беседе с гостем программы (это может быть кто угодно: от президента Ельцина, в чьей политике драматург, по его собственным словам, многого не понимает, до ученого-атомщика, убежденного в необходимости продолжать испытания ядерного оружия) Гельман рассчитывает его понять. С другой стороны, испытанная тележвачка — телесериалы. Правда, закупать их решили не в Мексике или в Штатах, а в Таиланде. «Почему бы и нет, — говорит директор канала Владимир Синельников, — Юго-Восточная Азия сегодня едва ли не самый быстроразвивающийся регион мира, в том числе и в области телевидения». «Телеэкспресс—31-й канал» владеет лицензией на все 24 часа вещания. Пока он вещает 6 часов в сутки, но к 1996 году рассчитывает выйти на круглосуточное вещание.

Возвращаясь к оценке перспектив канала, отметим такой парадокс: в ближайшее время 31-й канал действительно может стать доступным широкому зрителю, но... именно в столице, а не в провинции, о которой так много говорят создатели канала. Ведь если дооборудовать приемные сети в Москве каналу вполне по плечу, то избранная им схема расширения вещания на регионы представляется сегодня не самой эффективной.

Об этой схеме стоит рассказать особо. Центральное звено в ней — Международная Ассоциация радио и телевидения (МАРТ). Эта организация создана на базе ВГТРК. Принцип работы МАРТ достаточно прост: она использует спутниковый канал, по которому передаются на всю Россию программы РТВ. В ночное время, когда спутниковый канал свободен, МАРТ передает по нему блоки программ, собираемых самыми разными способами у самых разных телекомпаний. Получатели этих блоков — телекомпании в регионах, вошедшие в ассоциацию МАРТ (главным образом по причине нехватки собственного программного продукта). В идеале, получив из Москвы ночью при помощи спутника программы и записав их, уже на следующий день региональные студии передают их в эфир в своем городе или области. Так вот существенную часть блоков, передаваемых МАРТ, составляют сейчас программы 31-го канала. Работает с МАРТ и 27-й канал. Владимир Синельников говорит: «Нам сообщают, что наши программы ловятся даже в Израиле».

Действительно, с помощью используемого ВГТРК спутникового канала такой охват возможен. Другое дело, что одного спутникового сигнала мало: надо, чтобы реальный телезритель увидел эти программы. Для этого зрителю либо нужно иметь спутниковую тарелку, либо получить программу традиционным образом от своих местных телекомпаний. И что касается последних, то они, входя в МАРТ, как показывает практика, не являются в массе своей дисциплинированными членами этой ассоциации. И, как правило, программы от МАРТ и 31-го канала составляют очень небольшую часть их эфирного времени. Общественное объединение есть общественное объединение. Именно поэтому те же ТВ-6 и НТВ идут на серьезные траты, создавая собственную региональную сеть. Они вкладывают большие деньги в закупку оборудования для приема со спутника программ. Региональные телекомпании, получая это оборудование, попадают под уже реальный контроль московских телекомпаний и не могут как бог на душу положит распоряжаться их программным продуктом. О готовности 31-го канала инвестировать в создание своей сети дочерних региональных телекомпаний пока речи не идет. Поэтому говорить о скорой доступности «земского канала» телезрителям всей России, а не только москвичам, пока не приходится. Тем не менее среди дециметровых каналов «Телеэкспресс—31-й канал» представляется вполне динамичной и перспективной структурой.

Разрыв между телекомпаниями-монстрами и их молодыми конкурентами стремительно сокращается. Это лишнее доказательство того, насколько привлекателен телебизнес в России для предпринимателей. И политиков — окунуться в это в общем-то новое для себя дело решило еще и правительство Москвы, создающее Единый городской канал.

01 января 2003, 04:37 4955 Rytsar kommersant.ru
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Поиск по разделу
Смотрите также