Как российское телевидение опустилось на дно? Что происходит за кулисами главных российских ток-шоу? Как редакторы этих программ заманивают гостей в студию? Что такое телевизионный рейтинг и прайм-тайм для рекламодателей? Дождь встретился с героями из провинции и столичными звездами, чтобы узнать как с ними работали редакторы, что они обещали и как изменилась их жизнь после программы? Откровения бывших редакторов и корреспондентов главных российских ток-шоу о методах работы с героями. Почему погоня за рейтингом заставляет редакторов и продюсеров любыми способами везти героев своих историй в студию. И что с этими людьми происходит потом, когда программа записана?
Фрагмент репортажа Евгении Котляр "Россия на донышке" ("Дождь")Останкино — настоящая Мекка для людей со всей страны. Паломники из провинции штурмуют семнадцатый КПП телецентра. Для одних это легкий путь к славе и деньгам, для других последняя надежда на помощь, третьи едут в Москву за справедливостью. Каждый из них понимает, что душные гримерки и многочасовые съемки под софитами — это единственный работающий социальный лифт в стране. Правда, пункт назначения не всех устраивает.
Регина Ястренская, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «Нас пригласили, нам сказали, вы не переживайте, у вас будет оплачен самолет, у вас будет оплачена гостиница».
Анна Калашникова, герой ток-шоу «Путь говорят»: «Если бы я тогда знала, что вот будет так, то я бы на эту программу ни в коем случае не пошла бы».
Александр Шпак, герой ток-шоу «Говорим и показываем»: «Понятно, что телекомпания — это огромный монстр, которому по барабану, кого он пережевывает».
Андрей Заокский, бывший корреспондент «Пусть говорят»: «Если человек очень нужен программе, но он упирается, его могут подмаслить».
Кристина Покатилова, бывший редактор «Прямой эфир»: «Вы верите в гипноз? Вот я, например, верю, потому что рядом со мной работала девочка, которая могла привести, просто заставить калеку встать с постели, сесть через час в такси и приехать в Москву».
Евгения Чудновец, участник ток-шоу «Мужское Женское»: «Уважаемый ранее мной Александр Гордон себя повел как-то очень странно. Ну, в общем, выставил меня какой-то психопаткой».
Виталия Панькова, участник ток-шоу «Мужское Женское»: «Задерживать и удерживать человека можно и разговорами о том, что мы подадим на тебя в суд, вы вот такие мерзавцы».
Татьяна Голушкова-Полосухина, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «А куда, нам быстренько, быстренько — вот это все вешают, и ты не знаешь… Вот понимаете, это такая вот суматоха, там действительно так запудривают мозги! Факт в том, что у нас после этой передачи с племянницей я вообще не общаюсь».
Сейчас на федеральных каналах 4 основных ток-шоу: «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, «Говорим и показываем» с Леонидом Закошанским и «Мужское Женское» с Александром Гордоном и Юлией Барановской.
Ежедневно неизвестные герои и звезды на глазах у многомиллионной аудитории вскрывают конверты с результатами ДНК, плачут и дерутся. Все эти жертвы приносят одному богу — рейтингу. Значение этого сакрального для телевизионщиков слова хорошо знает Анна Калашникова — это звезда ток-шоу «Пусть говорят». Про перипетии в ее личной жизни вышло 6 выпусков программы (была свадьба, расставание, рождение ребенка и тесты ДНК). До сих пор ее рекорд не побит. О новой звезде «Пусть говорят» Диане Шурыгиной пока только пять программ.
Анна Калашникова, певица, актриса, модель: «Это и дает то, что мы называем цифрой, скажем так, рейтинг — это цифра, это смотрибельность этого шоу, это интерес. А как иначе?».
Лидер рейтингов — ток-шоу «Пусть говорят», на втором месте «Говорим и показываем», рядом с ним «Прямой эфир», и замыкает четверку – «Мужское Женское». От рейтинга напрямую зависит стоимость рекламы. Вот стоимость позиций «прогнозного» размещения рекламы на этих ток-шоу:
«Пусть говорят» — 463.520 тысяч рублей за 10 секунд;
«Говорим и показываем» — 110.327 тысяч рублей за 10 секунд;
«Прямой эфир» — 78.121 тысяч рублей за 10 секунд;
«Мужское Женское» — 38.107 тысяч рублей за 10 секунд (по данным TNS, МЕДИА АНЛИМИТЕД, агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций).
Но по 10 секунд рекламные агентства рекламу не продают, как правило, она покупается «пакетом», средний срок — месяц. Суммы исчисляются миллионами рублей.
Хорошую «цифру» дает не только бездумный скандал, но архетипический сюжет, история понятная и знакомая каждому россиянину. Многодетная мать Татьяна Голушкова-Полосухина из маленького городка под Красноярском вышла замуж за 22-летнего парня. Редакторы шоу «Прямой эфир» на «России 1» уже через месяц после свадьбы начали обрабатывать героиню. После этого опыта Татьяна боится журналистов и отказывается пускать нас в свой дом.
Татьяна Голушкова-Полосухина, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «Они начали к нам названивать. Предлагать такой, вы знаете, мы вот решили поставить про вас репортаж, тут такая красивая любовь, это такая сенсация. Обещали вообще бешеные деньги — мне, мужу, моей свекрови, моей дочери старшей. Мы хотели получить деньги. Что у нас действительно будет красивая тема, мы получим деньги, и те деньги, которые мы получим, мы на них осуществим то, что мы хотели».
Бывший редактор программы «Прямой эфир» Кристина Покатилова полтора года работала с такими героями, как Татьяна, и рассказала нам, как это происходит:
Кристина Покатилова, бывший редактор «Прямой эфир с Борисом Корчевниковым»: «Зачастую это разговоры по 2-3 часа, иногда это заходило настолько, что уже выключался свет в редакции, а ты продолжал общаться с этим человеком, и человек тебя внимательно слушал. При этом он говорил, нет, нет, нет, я не приеду, я не приеду. Ты продолжаешь дальше ковыряться, что ему нужно, ты вливаешься к нему в доверие, он уже чувствует в тебе какую-то поддержку, он видит в тебе помощь. Нужно убедить его в том, что, приехав сюда, ни в коем случае с ним ничего не случится, что это абсолютно безопасно, это комфортно, потому что его довезут, а еще ему могут за это заплатить. Люди тебе верят, они приезжают к тебе, а ты как кукловод, они у тебя в марионетках, и ты ими управляешь».
Классический пример ток-шоу — муж и жена, которые делят детей и имущество. Вот один из выпусков «Пусть говорят» — «Жена легкого поведения». В поддержку каждого редактор должен добыть максимальное количество героев второго плана — это родители, братья, сестры, друзья, подруги и дети. Герои должны эмоционально выступать в защиту «своей стороны» и рассказывать пикантные подробности о жизни оппонента.
Кристина Покатилова, бывший редактор ток-шоу «Прямой эфир»: «Если это обычная бабушка из деревни, у которой разваливается дом, и ей в принципе на ее пенсию не то что покушать нечего, да, просто не хватает на жизнь. Когда ты предлагаешь ей определенную сумму, а это, так скажем, год ее пенсии, то, конечно, у человека что-то просыпается. У нее просыпается интерес».
Каждому герою канал оплачивает проезд и жилье в Москве на время съемок. Некоторым платят гонорар за участие в съемках. Гонорар для обычного человека начинается с суммы в 5 тысяч рублей. Если герой продолжает отказывать, эта сумма может увеличиваться до 30-50 тысяч рублей.
В среднем, большинство героев соглашаются приехать за 15 тысяч. Если это главный герой, которого никак не удается «убедить» участвовать в съемке, то ценник может подняться до 100 тысяч рублей. Но есть и другие случаи.
Андрей Заокский, бывший корреспондент «Пусть говорят»: «Я не думаю, что семье Шурыгиной заплатили полмиллиона, как об этом пишет пресса. Я думаю, тысяч 200, может быть, 300 им заплатили».
Бывший корреспондент программы «Пусть говорят» Андрей Заокский даже написал книгу о буднях своей работы в программе Андрея Малахова: «Нельзя молчать! Путеводитель по закулисью самого скандального телешоу России».
Андрей Заокский, бывший корреспондент «Пусть говорят»: «Надо же, 2 года, 2 года в этом здании я практически жил и ночевал».
В погоне за вожделенной цифрой, редакторы пытаются сгустить накал страстей в студии. А для этого нужно, чтобы собрались все стороны конфликта, за деньги или без них.
Андрей Заокский, бывший корреспондент «Пусть говорят»: «Мы врали, я не знаю… Мы представлялись программами с НТВ. И программой «Сегодня», и какой-то круглый стол, и вообще какой-то розыгрыш каких-то квартир для многодетных семей. Делали все, чтобы затащить людей в Останкино».
Кристина Покатилова, бывший редактор «Прямой эфир»: «Люди, предположим, приезжали на программу, думая, что они едут на «Голубой огонек», или они едут на программу «Здоровье», а в итоге их выпускали в студию, и они понимали, что перед ними стоит телеведущий, который явно не имеет отношения к программе о здоровье. Самое удивительное, что когда человек попадает в студию, он уже не убегает. Ты думаешь сейчас он выйдет, он поймет, что его обманули — как, куда? Нет».
Можно представить шоковое состояние людей, впервые оказавшихся в Москве, и тем более на телевидении.
Татьяна Голушкова-Полосухина, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «Я говорю, так, я говорю, спокойно. Делаем все, что они хотят, потому что иначе мы вообще в Москве останемся и будем бомжевать, скажут, не хотите в передаче — значит, будете сидеть».
Другая категория героев — «звезды», их уговаривать не нужно, их отношения с каналом основаны на коммерческой основе. «Звезда» понимает, что участие в съемке на Первом, «России» или НТВ – принесет новых подписчиков в соцсетях и придаст «медийного веса», который они монетизируют с помощью рекламы. Анна признается, что после каждой программы в ее инстаграмм приходит до 50 тысяч новых подписчиков. Для нее ток-шоу — это такая же работа, как работа модели и певицы.
Анна Калашникова, герой ток-шоу «Пусть говорят»: «Вот ситуация с ДНК, вообще, программа какая-то для меня космическая, потому что я вообще не понимаю, как я на ней оказалась, если честно. Я знала, какие будут подсъемки и все, а получилось, что совершенно оказалась заложницей обстоятельств. Представляете вот мое состояние? Меня на всю страну обвинили обманщицей, проституткой, то, что я изменщица. Я находилась, наверное, месяц в шоковом состоянии после той программы».
Самый популярный выпуск программы «Говорим и показываем» на официальном ютубе НТВ собрал почти 5 миллионов просмотров. Главный герой выпуска под названием «Забили на красоту» Александр Шпак — завсегдатай ток-шоу. Говорит, что за съемки гонораров не просит, но требует машину, личного гримера и перелет из Питера бизнес-классом.
Александр Шпак, герой ток-шоу «Говорим и показываем»: «Давление вполне некорректное, оно присутствует на некоторых шоу, то есть когда ты приезжаешь, и тебя пытаются конкретно провоцировать. Со времен Рима ничего не поменялось. Если ты завоюешь мнение толпы, которая сидит вокруг, если она перестанет делать «уууу», а начнет тебе аплодировать, соответственно, мнение окружающих начнет меняться».
Регина Ястренская приехала на ток-шоу, чтобы поддержать подругу Светлану и помочь спасти тяжелобольного друга Михаила. На голубом экране благодетель женщины превратилась в порок. Как это случилось, Регина до сих пор не понимает.
Регина Ястренская, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «Просто нас обманули. В итоге оказалось все шиворот-навыворот, все наоборот. Вот редакторы, которые говорили, что вот мы сейчас посмотрим передачу, вот у нас там депутаты сидят, люди, которые займутся, с Моссовета, депутат Государственной Думы там какой-то сидел. И они вам во всем помогут. Никто нам ничем вообще не помог. И все. А Миша остался умирать у Светы. Миша умер у Светы в доме».
Бывшая редактор «Пусть говорят» и автор книги «Нельзя молчать!» Юлия Панич готовила истории для шоу 4 года. Решение о том, что так жить и работать она больше не может, пришло после того, как один из героев программы покончил жизнь самоубийством.
Юлия Панич, бывший редактор ток-шоу «Пусть говорят»: «Я считаю, что все-таки мы не то что виноваты, но мы сделали какой-то такой толчок, может быть, в сознании этого человека, что бы он… ну как-то подтолкнули его что ли».
Герои не должны узнать о присутствии своих оппонентов на программе, лучше всего, если они встретятся уже на съемочной площадке. Редакторы покупают билеты на разные рейсы, дежурят с каждым из героев, селят в разных отелях. На эфир с Татьяной и ее молодым мужем приехал ее бывший супруг с новой женой.
Татьяна Голушкова-Полосухина, герой ток-шоу «Прямой эфир»: «Они не знали, что мы летим, мы не знали, что они летят. Мы только дали согласие, что мы летим, что это самое… рассказать о нас, что у нас такая любовь».
Андрей Заокский, бывший корреспондент ток-шоу «Пусть говорят»: «Как только ты привозишь человека в телецентр и передаешь его в руки редактора, ты можешь идти и просто пить чай, пить водку, пить виски — отдыхать. Ты свою работу выполнил».
Кристина Покатилова, бывший редактор «Прямой эфир с Борисом Корчевниковым»: «Ты заводишь одну сторону конфликта через главный вход, других ты заселяешь в гостиницу вообще на другом конце Москвы, привозишь их на час позже, чтобы они не пересеклись с этими, заводишь их через пожарный вход, здесь уже фантазия играет, как может. Перед эфиром непосредственно между продюсерами идет какое-то распределение, здесь есть некий четкий план, как действовать».
Важный элемент работы «бригады» ток-шоу — это редактор, который накручивает героев и говорящих людей из массовки перед их выходом в студию.
Кристина Покатилова, бывший редактор ток-шоу «Прямой эфир»: «Одна, наверное, из самых важных задач продюсера — это накрутка, накрутка уже перед самим эфиром. Сейчас для меня это немного, наверное, даже… я это рассказываю с улыбкой на лице, но, по сути, это сложно».
Вот процесс работы таких продюсеров с массовкой на ток-шоу «Пусть говорят»:
— Скажите, у вашего мужа с головой все в порядке или у него обострение весеннее, может быть, уже?
— Вы можете сказать, а если бы вашего ребенка вот так дядька повоспитывал…
— Хорошо, у вас, вы тоже против? Вы тоже, прямо все, что вот здесь, девчонки, все, что в голову… Жалко, что вы видео не видели.
Но даже после того, как все отснято, оказалось, бывает, что редакторы не отпускают своих героев из студии. На прошлой неделе в эфире ток-шоу «Мужское Женское» прошел анонс программы про Евгению Чудновец.
В эфир эта программа до сих пор не вышла. В день съемок ток-шоу на Первом, Чудновец пришла в прямой эфир Дождя.
Собчак: По договору они платили вам какие-то деньги за участие в программе?
Чудновец: Так, ну там что-то они в конверте сунули, но я еще не посмотрела.
Первый канал отсутствие записанной программы в сетке вещания объяснил тем, что Чудновец подписала эксклюзивный контракт с программой и нарушила условия договора.
Работа редактора на ток-шоу оплачивается достойно. Редакторы в штате получают в среднем от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. Но не каждый начинающий редактор задерживается там надолго.
Кристина Покатилова, бывший редактор ток-шоу «Прямой эфир»: «У меня, наверное, просто закончились силы. Я больше не могла, я поняла, что я человек, я не зверь, я не могу так продолжать. На самом деле на ток-шоу, работа продюсера ток-шоу, это такая текучка. Те, кто проработал месяц – вау, молодец. Проработал два – вау!! Год — что?!».
Дождь отправил официальные запросы в четыре ток-шоу с просьбой рассказать, существует ли внутри редакций положение о журналистской этике или иные документы, которые регламентируют общение редакторов с героями программы. От Первого канала и «России 1» ответа нет, руководитель пресс-службы НТВ Мария Безбородова сказала, что комментариев на эту тему канал не дает.