Как ни странно, первое аниме на российском телевидении появилось задолго до появления России на мировой карте. И я не ошибся. Наверняка вы слышали о таком мультфильме, как Приключение пингвинёнка Лоло. Это проект совместного производства Фуджифильм, Госкино СССР и Союзмультфильма. Последний занимался анимацией, но под чутким надзором японцев, а Фуджифильм занялся производством особого негатива, специально для этого проекта. Хотя при этом в том же году советские мультипликаторы успели поработать над проектом Знаменитые сказки мира, тоже в стиле аниме, и тоже при поддержке японцев. Впоследствии оба этих проекта крутились в советском телеэфире вплоть до распада СССР. Если говорить прямо, именно эти мультики и стали первым аниме, которое было возможным увидеть у нас. Тогда все смотрели в светлое завтра и даже не представляли, что книги нам заменят непонятные прямоугольные коробочки с цветными картинками. В 80-ые годы все с нетерпением ждали Неделю британского телевидения, лишь бы увидеть, как там поживают люди из совершенно другой страны. Ну а сейчас, чтобы узнать, как живут люди за тысячи километров от нас, достаточно лишь пара кликов. Одним из средств подобного изучения чужой жизни для меня было и остаётся аниме. В определённый момент мне стало интересно, как мы пришли к этому. *Я вышел в интернет с таким вопросом* Ну и на самом деле оказалось, что похвально увлечение аниме в России совсем не случайность, а лестница, где каждая ступенька была интересной и по своему необычной. Поэтому сегодня я предлагаю вам взять побольше вкусняшек и приготовиться к захватывающему приключению по миру ностальгии и бесконечного детства…
Кроме совместного производства аниме, Госкино СССР занималось и дубляжом некоторых японских картин. Конечно же, таких картин крайне мало. Например Летающий корабль призрак. Он вышел в советском прокате в 1969 году, но вероятнее всего данную картину просто выменили. Подобная практика в Союзе была совершенно обычной. В качестве хорошего примера можно вспомнить трилогию фильмов про Фантомаса, которая у нас заимела невероятный успех, а гениальная Анна Каренина во Франции провалилась с треском.
По такой же схеме в Советских кинотеатрах были показаны Летучий корабль призрак, Большой куш, Эльфийская песня, Великий оборотень и другие… Впоследствии весь этот гигантский букет начал показываться и по центральному телевидению, но для зрителей была одна загвоздка. Найти и посмотреть какой-то конкретный мультик на ЦТ было довольно сложно, а в большой кипе советских мультфильмов, и, так называемых, Дней Британского телевидения, посмотреть аниме было почти невозможно.
После падения Железного занавеса в 1991 году, российское телевидение представляло из себя хаотичное зрелище. Первые два основные каналы штормило не по-детски. Их эфир по факту представлял из себя коммуналку, где большую жилплощадь занимали независимые телекомпании. Ну и конечно же в этой неразберихе находилось и место для кино, в том числе и анимационного. Тогда все рамки и ограничения на аниме были сняты, как и в российском прокате, так и на телевидении. Первые показы полнометражного кино студии Гибли начались на Российском канале, он же РТР. В целом показ полнометражных аниме фильмов был для России обыденностью. Их транслировали, как классику золотого кинематографа, но в основном в вечерне-ночном эфире вплоть до конца нулевых. Таким образом по нашим экранам прошлись Мой сосед Тоторо, Могила светлечков, Призрак в доспехах и многие другие. В тот же период сразу 3 канала начали полноценный показ аниме. Хуже всего аниме прижилось на 1 канале Останкино и ОРТ. Это были всякие Босоногие гены, Дораемоны, Вандербиты и Жар птица 2772. Уже с большим успехом в России аниме показывал Шестой канал, родом из Санкт-Петербурга. Помимо дубляжа большого количества различного кино, немалая часть уделялась и детскому сегменту. Ну и естественно тут не обошлось без аниме. Трансформеры, которых затем показывали и на СТС, и Вольтроны, которые вроде дальше Шестого канала не ушли. Но всё же лидером по показу аниме в 90-ых годах был телеканал 2х2. Будучи главным проводником в мир зарубежного контента, 2х2 показывал всё, что только можно. Видеоклипы, мыльные оперы, да и мультипликация занимала немалую долю эфира. Всё началось с показа Госёгуна и Макросса. Затем что то ещё по мелочи, но ничего серьёзного не было до телесезона 96-97 годов.
Говоря об аниме 90-х грех не сказать про Сейлор Мун, которая начала выходить ещё в первой половине десятилетия. Но до России полноценно Луна в матроске дошла только в 1996 году на 2х2. С неё, пожалуй, всё и началось. Во-первых, аниме дало существенный пинок популяризации аниме. А во-вторых, её можно считать первым персонажем, которого стали так часто косплеить. И по сей день её не забывают.
Производство аниме «Сейлор Мун» продюсировали компании «TV Asahi», «Toei Agency» и «Toei Animation». И хотя были показаны только первые три сезона сериала, однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы он породил как множество поклонников, так и множество противников аниме в целом.
Второй показ состоялся на московском «31 канале» в 1998 г. Третий раз сериал вернулся в Россию на телеканал ТНТ с 14 апреля 2000 г. Четвёртый раз первые три сезона были показаны по телеканалу «Столица» с 28 августа 2001 по 11 июля 2002 г. по будням. С 15 сентября 2001 г. ТНТ осуществил показ остальной части сериала, а именно 4-го и 5-го сезонов. Также сериал был показан повторно с 4 сентября 2004 г. по осень 2005 г. и с осени 2005 до апреля 2006 г. В последний день показа, с 10:30—16:00 показывали лучшие серии.
До этого в России ещё не демонстрировалась анимационные сериалы, рассчитанные исключительно на подростков, а не публику в возрасте от 0 до бесконечности. И массовый российский зритель просто не ожидал увидеть на голубом экране раскрытие взаимоотношений полов вместо весёлых приключений друзей. К тому же, в отличие от большинства западных стран в России он практически не цензурировался, что увеличило интерес подростковой публики. Не обошлось и без расхождения в культурах. Это касалось Сейлор-старз, юношей, которые после перевоплощения становятся девушками, — фишка сериала, не лишённая, однако, давних традиций. По японской мифологии, люди после смерти становятся привидениями и являются живым в женском обличье.
Вдобавок сериал рассчитан на то, что его начнут смотреть дети в возрасте 12—13 лет как истории о приключениях друзей, и к их 17—18 годам сериал, набрав обороты сюжетной линии и сложности взаимоотношений, закончится. Аниме состоит из 200 серий, демонстрировавшихся в Японии с марта 1992 по февраль 1997 по NHK каждую субботу в праймтайм. В России же прокатчики не учли задумку авторов, и показ сериала шёл практически каждый день. В результате дети увидели «сложность отношений» раньше положенного, это и породило множество отрицательных эмоций у старшего поколения.
Причины неприязни к данному аниме — не в его качестве или непродуманной сюжетной линии, а в неверном восприятии. Поколение, начавшее своё знакомство с аниме «Сейлор Мун», среди отаку принято называть «муняшками». К середине 90-х гг. относится появление клубов отаку. Первым таким клубом стал клуб R.An.Ma (Российская ассоциация поклонников аниме и манги), основанный в 1996 г. К концу 1990-х гг. развитие Интернета и цифровых технологий в России оказало влияние на популяризацию аниме.
Не смотря на то, что аниме на российском телевидении, наряду с многими взрослыми мультфильмами, имели неимоверный успех, некоторые каналы буквально боялись закупать хоть какое то аниме, но в начале 21 веке это всё резко поменялось.
18 декабря 2000 года по инициативе Сергея Супонева на всероссийском телеканале «ОРТ» состоялась премьера фантастического аниме «Покемоны».
Публику перед релизом «Покемона» успокаивал Сергей Супонев, отвечавший за детской вещание первой кнопки. А учитывая, что ОРТ закупил сразу 104 серии, в успехе никто не сомневался. И не просто так.
В Россию сериал привез отечественный дистрибьютор настольных игр «Саргона», который продавал карты из коллекционной карточной игры Pokemon TCG. Российская версия сериала представляет собой смесь американской и польской адаптаций. От США были позаимствованы вариации имен персонажей и музыка, а от Польши — названия городов. К примеру, родной город Эша в японской версии называется Масара (от слов «новый» и «белый»), а в американской — Паллет-Таун («палитра»). В Польше и России этот город нарекли Алабастией — от слова «алебастр» (минерал белого цвета), что ближе к оригинальной версии.
Мир аниме «Покемон» строился на огромном количестве наживок. Во-первых, там милые невиданные животные – уже здорово. Во-вторых, разнообразие – тренер должен собрать команду из зверей, у каждого из которых свои умения. В-третьих, спортивная составляющая. Дети и так любили спорить, кто сильнее: акула, медведь или старший брат. А тут можно сравнивать, спорить и отстаивать свои вкусы. Тотальнейший вин.
Локализация от киевской студии «Пилот» была качественной. Но чувствовалось, что переводчики местами работали вслепую, не понимая сути. Помните фразу «Это что за покемон?» с загадкой на монтажном переходе? К такому переводу пришли не сразу. Сначала выражение не переводили, а потом придумали конструкцию «Всех поймаю».
Сергей Супонев, в свою очередь, заявил: «То, что мы хотим его показать, может быть, это можно назвать неким поступком. Шуму вокруг этого сериала было много по всему миру. На самом деле довольно безобидная вещь. Милая история, как мальчик спасает зверушек, учит их воевать за добро и справедливость. И есть плохие ребята, которые отправляют за большие деньги в зоопарк, — всё, что в этом фильме скандального».
Сериал пользовался огромным успехом в России. Популярностью в России пользовалась также сопутствующая продукция: игральные карты, игрушки, раскраски, а также журналы, книги и комиксы, выпускавшиеся издательством «Эгмонт-Россия».
Первыми в стране сериал посмотрели дети из московских детдомов — и они были в восторге. Изначально Супонев предполагал, что повальной «покемании» в России не будет из-за иной ментальности детей. Однако показ первых двух сезонов значительно повысил интерес к аниме в стране. До августа 2001 года на Первом канале были показаны 104 эпизода сериала. В том же году вышел документальный фильм «Охота на покемона» о феномене успеха аниме.
Следующие несколько лет фанаты из России смотрели сериал и фильмы о покемонах на видеокассетах и DVD. В 2008 году «Покемон» вернулся, но на каналы ТНТ и Jetix, где показали десятый сезон шоу. Позднее сериал выходил на каналах Gulli и 2х2, а также на платформах Pokemon TV и Netflix.
В 2002 году в России появляется один из культовых мультфильмов от Хаяо Миадзаки. Аниме "Унесенные призраками" поначалу не восприняли всерьёз. Слишком многое оказалось нашим соотечественникам непонятным. Поэтому многие отзывались об этом аниме негативно.
Его звёздный час пробьёт в 2006-2007 году, когда Хаяо выпустит ещё несколько великолепных аниме. Одним из таких является "Ходячий замок". Это аниме тоже не поняли, здесь противники аниме крепчают, называя его "дикой чушью", а анимешники, некоторые уже во втором поколении умиляются гениальности сюжета этого аниме.
А дальше аниме-движение приобретает всё больший охват. Появляются новые издатели аниме: в 2005 г. «XL Media», в 2006 — «Мега-Аниме», а в 2007 — «Reanimedia». В 2005 году начинается активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». В основном это происходило из-за наличия тех или иных лицензий у материнского канала, в случае с MTV, и желания руководителей поставить свои музыкальные каналы на развлекательные рельсы. Пока на МТВ показывали прекрасные Эльфийскую песнь, Рубаков, Таинственную игру и Евангелион, как и на ТВЦ, на Национальном музыкальном показывали Чобитов, Стальную тревогу и Крестовый поход Кроно.
Параллельно в те-же годы на СТС появляются Соник Икс, Шаман кинг и стальной алхимик.
Но и на этом 2000-ые года нас не отпускают. В 2009 году вышел совместный проект японской «Studio 4 °C», канадской студии «Molot Entertainment» и российских сценаристов — «Первый отряд». В рамках проекта были созданы: видеоклип, полнометражный аниме-фильм, роман Анны Старобинец «Первый отряд: истина» и манга художника Энки Сугихары. В российский прокат полнометражный фильм вышел 15 октября 2009 г. 9 октября 2009 г. фильм был показан на телеканал «2х2» в рамках «ночи анимации».
Как итог всей этой истории, данное аниме попало в авторскую программу Александра Гормона “Закрытый показ”.
По традиции во время обсуждения фильма в студии кипели нешуточные страсти. Главные вопросы программы были следующими: действительно ли популярный у молодежи жанр аниме приближает современного зрителя к пониманию событий Великой Отечественной войны, и для кого создана эта картина в большей степени – для японцев или для россиян?
В обсуждении участвовали Михаил Шприц, автор книги «Первый отряд: истина» Анна Старобинец, заслуженный артист России, актер фильма Георгий Мартиросян, режиссер фильма Ёсихару Асино и второй режиссер ленты Владимир Железняков.
Ну а закончил эпоху нулевых канал Jetix, ранее известный как Fox Kids. Канал изобиловал как и показом зарубежной мультипликации, так и аниме. Среди таковых можно отметить повторы Соник Икс и Покемонов, Наруто, Шаман Кинг и Обан Звёздные гонки.
Следующие десятилетие в плане телетрансляции стало всё больше и больше сбавлять обороты. И всё это из-за банальных причин. В первую очередь каналы, что транслировали аниме в изобилии, либо закрывались, либо переформатировались. 2х2, ТНТ, Jetix и многие другие. Также закрылось немало компаний, которые переводили и распространяли аниме в нашей стране, да и в целом фанаты аниме по большей части перешли в интернет, где появились фандаб студии, которые не ограничивались закупаемыми права и дублировали всё. Но аниме на российском телевидении не умерло. Телеканал 2х2, перезапустившийся в 2007 году, почти сразу стал заниматься дубляжом всего всего всего. Список переведённых ими аниме просто гигантский. Присутствуют множество известных франшиз, жанров и самое главное эфирных окон, что позволили закрепиться аниме на 2х2. Причём некоторые показы идут и по сей день.
Со временем и этого перестало хватать и мы наконец приблизились к 2018 году, ведь именно тогда, 10 декабря запустился ныне легендарный телеканал FAN. Изначально он создавался холдингом Цифровое телевидение ВГТРК, как киноканал для подросткого-молодёжной аудитории, но что-то пошло не так. На тот момент «FAN» являелся единственным в России телеканалом, специализирующимся на показе анимационного и игрового кино в жанре фэнтези и фантастики, в частности аниме, превалирующего в сетке вещания более, чем на 90 %. Как отмечают обозреватели, «В какой-то степени эту задачу выполнял канал 2x2, но у него несколько специфическая аудитория. Поклонникам взрослого аниме, а не детских „Покемонов“, негде было смотреть такой контент, кроме как бесплатно в Интернете». Канал даже долгое время расшифровывал своё название, как Fantastic ANimation. Но и это ещё не всё. 7 декабря 2022 года на платформе ЛаймHD началось тестовое вещание каналом AnimeTV и AnimeKIDS, специализирующихся на классике и новинках 12+ и детских проектах от 2 до 6 лет соответственно.
И казалось бы хватит, но в 2023 году интернет-провайдер «Уфанет» решил порадовать всех любителей аниме и запустить новый телеканал Sumiko. На данный момент он вещает в собственной кабельной сети оператора, на 30-й кнопке в КТВ и в IPTV Ufanet TV.
Кроме мировой классики жанра, в эфире канала много новых аниме из Китая и Японии. Жанры самые разные: от драмы до комедии, от фэнтези до научной фантастики.
Также в эфире появились проекты с участием известных в аниме-сообществе личностей: актеров озвучивания, косплееров и видеоблогеров. Помимо этого, телеканал освещает всероссийские аниме-события, чего на самом деле на зомбоящике было очень мало.
Дизайн маскота канала — рыжеволосая девушка Сумико, который лег в основу логотипа, создан нейросетью.