Запрет размещать рекламу с 1 января на платных телеканалах не затронул тематические проекты «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Как стало известно РБК, в последний день 2014 года Роскомнадзор выдал таким каналам около 40 новых лицензий с правом вещать в Москве на 34-й телевизионной частоте, что автоматически перевело этих вещателей в разряд бесплатных.
Логотип "Цифровое телевидение" ВГТРК
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на телеканалах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств».
Подразумевается, что реклама должна была исчезнуть из эфира подавляющего числа каналов, распространяемых через спутник или кабельные сети. Но, как выяснил РБК, ограничения не затронули около четырех десятков вещателей, принадлежащих «Первому каналу», ВГТРК и «Газпром-Медиа».
Успешные попытки обойти запрет на рекламу уже были. Еще летом прошлого года, спустя лишь несколько недель после принятия Госдумой поправок, каналу Lifenews Арама Габрелянова удалось переоформить свою универсальную лицензию, включив в нее несколько радиочастот в семи небольших городах Иркутской, Курской и Нижегородской областей, а также в Республике Татарстан. Тем самым канал стал эфирным и, соответственно, бесплатным.
А в сентябре входящий в холдинг «СТС Медиа» и запущенный прошлой весной в кабельных сетях канал «СТС Love» также изменил свою лицензию и получил право вещать на конкретных радиочастотах в Красноярском и Приморском краях, а также в Кемеровской, Пермской и Тюменской областях. Эти частоты могли переуступить другие каналы «СТС Медиа» – СТС, «Домашний» или «Перец». Как правило, у многих эфирных каналов есть лицензии на эфирное вещание не только на всю страну, но и отдельно на многие регионы.
Но в последний день 2014 года число эфирных каналов резко выросло. 31 декабря Роскомнадзор выдал около 40 лицензий на телевещание структурам «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Соответствующая информация появилась в реестре лицензий на телерадиовещание на сайте ведомства.
ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», управляющее «Цифровым семейством «Первого канала», получило, к примеру, пять лицензий на вещание каналов «Телекафе», «Дом кино», «Время: далекое и близкое», «Музыка Первого» и «Бобер». Теперь помимо универсальной лицензии на всю страну у этих проектов есть и лицензии на вещание в Москве на 34-й частоте в строго определенные часы. «Дом кино» (лицензия №6215) может вещать на этой частоте только с 1:30 до 2:30, а «Телекафе» (лицензия №26216) – с 4:30 до 6:30.
Эта же 34-я частота фигурирует и в лицензиях, выданных структурам ВГТРК и «Газпром-Медиа». Запущенный прошлым летом и принадлежащий ВГТРК анимационный канал «Мульт» (лицензия №26222) может вещать в Москве на этой частоте с 20:00 до 24:00. А за каналом «Индия ТВ» (лицензия №26221), который производит входящая в «Газпром-Медиа» группа Red Media, закреплено время с 10:00 до 12.00.
Кроме тематических телепроектов «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» право круглосуточно вещать в Москве на все той же 34-й частоте получил LifeNews Арама Габрелянова (лицензия №26208). Эта же частота с 00:00 до 12:00 зарезервирована за принадлежащим столичному правительству каналу «Москва. Доверие» (лицензия №26243).
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на звонки корреспондента РБК.