В конце июня состоялась церемония вручения премии ТЭФИ. В этом году статуэтки за высшие достижения в области телевизионных искусств во второй раз вручает не Академия российского телевидения, а Комитет индустриальных телевизионных премий. По словам телекритиков, после скандальной смены учредителей в 2013 году ТЭФИ перестала считаться главным событием в телеиндустрии.
Премия за высшие достижения в области телеискусств была придумана в середине 1990-х. У ее истоков стоял Познер, он стал первым президентом фонда «Академия российского телевидения» (АРТ), который в 1994 году и учредил ТЭФИ. Миссией фонда было отделить зерна от плевел: оценивать телепродукт не по рейтингу, а по гамбургскому счету.
Отбором работ занимались академики АРТ, сначала их было 12, сейчас — больше 550. Это «люди с безупречной телевизионной репутацией и неоспоримым профессиональным авторитетом». Со временем не всех учредителей ТЭФИ стал устраивать такой подход. В 2007 году от участия в конкурсе отказался холдинг «Газпром-Медиа» (каналы НТВ и ТНТ), в 2008-м — ВГТРК. После этого Владимир Познер оставил пост президента Академии. На его место избрали бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.
Саботаж со стороны медиагигантов объяснялся накопившимся недовольством к политике академиков. У ВГТРК были претензии к Познеру лично.
Владимир Познер/ Фото: Олег Харсеев. Коммерсантъ
Претензии к Познеру заключались в том, что он подыгрывал Первому каналу, на котором работает. Его сменил, казалось бы, неангажированный Михаил Швыдкой с лозунгом «Ребята, давайте жить дружно». Но воплотить эту установку в жизнь не удалось. В Академии накопились серьезные противоречия, начиная с личных обид по поводу того, кому премию дали, а кому не дали. ТЭФИ для каналов — пиар, и если ты проигрываешь в конкурсе, то теряешь и в репутации, продолжает обозреватель. Помимо того, что в Академии произошел раскол, еще и спонсоры перестали давать деньги. Швы разошлись настолько, что вручную по системе Кашпировского их было не соединить. Это уже было не собрать никакому Михаилу Швыдкому.
Александр Мельман, телекритик «Московского комсомольца»
Разногласия в Академии, о которых говорит Мельман, не всегда касались непосредственно премии. Так, в 2004 году 28 из 130 академиков резко отреагировали на закрытие сразу нескольких общественно-политических телепередач, сочтя это цензурой на ТВ. Они выступили с предложением обнародовать письмо с позицией Академии на этот счет. Познер предложил зачитать текст послания на церемонии вручения ТЭФИ, если под письмом подпишутся больше половины академиков. Но этого не произошло, и письмо не опубликовали.
ТЭФИ 2.0
Судьба премии решилась в 2013 году. ВГТРК вышла из состава учредителей АРТ. Вслед за госхолдингом, «ввиду отсутствия конкурентов», выдвигать программы на соискание премии отказался и Первый канал. После такого демарша свой пост покинул Швыдкой. Учредители АРТ заморозили конкурс до выработки новых правил игры. В 2013 году премия не вручалась.
«По мере того, как изменялись требования к телевидению, информации и пропаганде, возникла потребность привести творчество работников к общему знаменателю, — говорит телекритик Юрий Богомолов. — Тогда это дело взял в свои руки Лесин (Михаил Лесин в 2013 году занял пост председателя правления «Газпром-Медиа» — прим. «Ленты.ру»). Он создал новую структуру, по-новому выстроил отбор. В конечном итоге вышло так, что лауреатов теперь не столько выбирают, сколько назначают».
После отставки с поста советника администрации президента в 2008 году Лесин долгое время провел вне медийного поля и успел соскучиться по управленческой работе. Заручившись поддержкой телеканалов, он развернул бурную деятельность. В ноябре 2013 года представители «Газпром-Медиа» (НТВ, ТНТ, «Пятница»), ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия Культура» и другие каналы), НМГ (Первый канал, «РЕН ТВ» и «Пятый канал»), «СТС Медиа», «ТВ Центр» и Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) учредили некоммерческое партнерство «Комитет индустриальных телевизионных премий». Тогда же совет учредителей АРТ избрал президентом академии Александра Акопова — предправления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, президента кинокомпании «Амедиа».
Одновременно с назначением Акопова было принято решение о передаче Комитету имущественных прав на товарные знаки «ТЭФИ», «Национальная телевизионная премия "ТЭФИ"» и «приз конкурса "ТЭФИ"». В принятом регламенте ожидаемо не предусматривалось участия академиков в отборе претендентов на награду. На откуп Академии Индустриальный комитет оставил конкурсы «ТЭФИ-Регион» и «ТЭФИ-Содружество».
После перемен к ТЭФИ вернулся Швыдкой. В феврале он возглавил совет учредителей Индустриального комитета. По словам руководителя НАТ Эдуарда Сагалаева, Швыдкого как неангажированного телевизионщика предложила его ассоциация. Источники «Коммерсанта» утверждали, что с его кандидатурой поначалу были согласны не все учредители. К согласию удалось прийти только после «определенных гарантий», которые дал Швыдкой. Избранный глава совета пообещал провести открытое голосование и «нормальную процедуру вручения премий».
Михаил Швыдкой/ Фото: Михаил Почуев. ТАСС
Премия без академиков
Телеканалы упрекают в том, что после перехода премии в другие руки процедура отбора победителей стала еще более сомнительной. Решение о вручении награды принимает жюри, в которое входит по 20 человек от каждого учредителя. Победители определяются тайным голосованием.
На манер американской «Эмми» номинации поделены на две категории — «Дневной эфир» и «Вечерний прайм». Как объяснял Павел Корчагин (до прихода Швыдкого — гендиректор Комитета — прим. «Ленты.ру»), это сделано из стремления к справедливости, поскольку развлекательная программа из дневного эфира не может соревноваться с аналогичной передачей в прайм-тайм ни по бюджету, ни по формату.
Для участников есть определенные ограничения. Заявку на конкурс подает компания, производившая передачу для канала. По правилам конкурса, передача должна транслироваться в эфире канала, охват вещания которого составляет более половины субъектов РФ. Каждый год учредители принимают решение, какой из каналов проведет трансляцию церемонии вручения. В прошлом году ТЭФИ показали по «России 1», в этом церемонию можно будет увидеть по РЕН ТВ. И впредь премию не станут закреплять за определенным каналом.
Майя Кобахидзе, гендиректор Комитета индустриальных телевизионных премий
Телевизионный междусобойчик
Пересобранную ТЭФИ впервые вручили в прошлом году. Телеакадемики ожидаемо раскритиковали передачу премии в руки Индустриального комитета. Основатель РЕН ТВ Ирена Лесневская в интервью «Новой газете» перед вручением ТЭФИ-2014 высказала мнение, что премия утратила смысл.
Премия была любимая, долгожданная, все мечтали получить эту статуэтку, хотя все понимали, что все достаточно субъективно и уже давным-давно стало не совсем так, как было вначале, но тем не менее это же единственная телевизионная премия от профессионалов, коллег… А сейчас этот бренд отдан людям, которые не захотели быть вместе. И отдельно от несогласных со многими решениями больших каналов решили разрушить то, что было построено, и сделали нечто новое, свое. Теперь они будут вручать тому, кому они захотят, и распределять между собой эти премии. Это неприятно, противно, скучно, позорно.
Ирена Лесневская, основатель РЕН-ТВ
В разговоре с «Лентой.ру» Владимир Познер отметил, что ТЭФИ в ее нынешнем виде ему безразлична.
Поскольку нет другой общенациональной телепремии в России, эта остается главной. До торпедирования ТЭФИ господами Добродеевым и Кулистиковым при поддержке господина Сенкевича, ТЭФИ, на мой взгляд, была главной и достойной телепремией страны.
Владимир Познер, журналист
По мнению телеобозревателей, главным событием телеиндустрии обновленная ТЭФИ не стала. Сама церемония проходила в довольно напряженной атмосфере, а главная интрига состояла в том, вручат или не вручат статуэтку Дмитрию Киселеву и Владимиру Соловьеву. В результате награды им так и не достались: приз ушел ведущему программы «Центральное телевидение» на НТВ Вадиму Такменеву, что было воспринято как реверанс в сторону канала, который когда-то первым отказался от участия в ТЭФИ.
В этом году интриг нет. Среди номинантов — программы того же Киселева и Соловьева, пропагандистские фильмы «Президент» и «Крым. Путь на родину», показанные в этом году каналами ВГТРК. В этом, как мне кажется, есть некоторое лицемерие. Эти люди (Киселев и Соловьев — прим. «Ленты.ру») претендуют на профессиональное достоинство, они даже претендуют на этическое достоинство, которого у них нет и быть не может. В прошлом году они не получили наград, но, думаю, в этом обязательно получат.
Юрий Богомолов, кинообозреватель
Дмитрий Киселев/ Фото: Григорий Сысоев. РИА Новости
По мнению кинокритика, премия превратилась в еще один инструмент пропаганды и продолжит развиваться в рамках политической конъюнктуры, поскольку российское эфирное ТВ становится все более государственным, и то, что происходит с ТЭФИ — лакмусовая бумажка. К тому же жюри, состоящее из представителей каналов-учредителей, голосует по принципу корпоративной солидарности.
Подытоживает обсуждение текущего статуса премии Александр Мельман:
ТЭФИ не является главным событием телеиндустрии. Это видно даже по тому, как подается нынешняя церемония. Хотя анонсы и идут, но создается впечатление, что люди стесняются этого торжества. Никакого торжества, собственно, и не намечается. Все предельно ясно: свои раздают своим. И здесь не предвидится каких-то волнений и страстей. Все понимают, что кому нужно. Для этого в принципе и затевался административный переворот, который произошел полтора года назад
Александр Мельман, телекритик «Московского комсомольца»